Главная | Блог | Как работают поисковые системы?

Как работают поисковые системы?

03.12.22
Время чтения: 16 минут
Чтобы вывести сайт в топ поисковой выдачи, следует позаботиться о грамотном SEO-продвижении. Поэтому СЕО-специалисты должны понимать ключевые алгоритмы работы поисковиков Google и Яндекс. В этом случае можно рассчитывать на получение качественного органического трафика.
Как работают поисковики при формировании результатов
При вводе запроса поисковики Google и Яндекс выдают ответ почти моментально. И это притом, что выдача формируется за счет использования довольно сложных алгоритмов. Поисковик в долю секунды проходит по большой базе данных сайтов и дает результат, который необходим пользователю.

Условно алгоритм работы поисковиков можно представить таким образом:

  • получение пользовательского запроса;

  • лингвистический анализ, морфологическая трактовка и определение темы пользовательского запроса;

  • поиск среди индексированных сайтов с релевантным контентом;

  • формирование порядка выдачи результатов с учетом большого количества критериев;

  • передача результата.

Этот принцип используют оба самых популярных поисковика – Google и Яндекс. Если говорить о сложности продвижения в этих поисковых системах, то у SEO-специалистов гораздо больше проблем возникает при работе с Яндексом. Это обусловлено тем, что данный поисковик ориентирован лишь на определенный сегмент – русскоязычную аудиторию. Поэтому у него есть возможность скрупулезнее анализировать семантику.


Лингвистический анализ запросов
Сразу после того, как поисковик получит пользовательский запрос, начинается его лингвистический анализ. В данный момент поисковая система:

  • Определяет язык введенного текста. При определении языка учитывается как используемый алфавит, так и характер сочетания символов. Благодаря этому, пользователь получит корректные результаты даже в том случае, если он забыл переключить раскладку.

  • Трактует морфологию. Для выдачи релевантных результатов выполняется расширение введенной фразы морфологическими формами ключей и синонимами. Однако при ранжировании сайтов поисковые системы предпочитают ресурсы с максимально точным вхождением ключей.

  • Исключает омонимы. Другими словами, система исключает слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

  • Расширяет запросы. На следующей стадии работы с запросом поисковики начинают поиск синонимов, высокочастотных однокоренных слов и т.д.

  • Исключает синонимы названий различных объектов: фирм, городов, имен собственных и т.д.

  • Анализирует запрос на предмет ошибок, касающихся грамматики и орфографии.

Благодаря современным технологиям, на выполнение всех перечисленных действий уходят доли секунды. Поэтому формирование поисковой выдачи происходит буквально за секунду. Пользователь даже не заметит этого времени.


Как сужается и расширяется пользовательский запрос
Стоит понимать, что расширение пользовательского запроса не всегда актуально. Иногда пользователь нуждается в том, чтобы найти конкретную фразу из определенного документа. Такому пользователю наверняка не понравится решение поисковика показать данные, которые были собраны на основании синонимов. Исходя из этого, поисковики разработали правила, на основании которых они могут понять, насколько конкретным является запрос пользователя.

Чтобы сузить или, наоборот, расширить круг поиска в интересующей сфере пользователь должен знать такие правила грамотного формирования запроса:

  • Точность вхождения. Если пользователю потребовалось найти какую-либо точную фразу, ему стоит ввести ее в поисковую строку в кавычках. В данном случае в поисковой выдаче будут отображаться исключительно точные совпадения. Наличие кавычек даст сигнал системе, что ей не нужно расширяет поиск за счет синонимов и однокоренных слов.

  • Объединение ключей. Если потребовался поиск страницы, на которой есть вхождение нескольких искомых слов в любой ее части, их стоит написать после главного запроса через знак «+». Наличие уточняющих слов способствует существенному сужению круга поиска.

  • Исключение ключей. Если же, напротив, потребуется исключение из поисковой выдачи документов, в которых есть определенные ключи, то запрос формируется таким образом: главный ключ и через знак «-» слова и словосочетания, которых не должно быть в результатах. Такой функционал обычно используется для разделения результатов поиска коммерческих и информационных страниц. Например, после «-» можно указать фразы, свойственные для коммерческих сайтов: «купить», «заказать», «цена», «стоимость», «скидка» и т.д.

  • Вариации ключей. Для поиска страниц, в которых есть как минимум один из указанных ключей, используется логическое «ИЛИ». В поисковой системе Яндекс вариации ключевых слов также можно искать через знак «|». В поисковой системе Google предусматривает применение служебного слов «OR».

Данные правила довольно просты. Поэтому их можно довольно оперативно освоить на практике, потренировавшись с применением перечисленных правил формирования пользовательских запросов. Используя перечисленные правила, у пользователя появляется возможность оперативнее находить требуемый материал и избавить себя от изучения большого количества ненужной информации.


Как ранжируются результаты поиска
После того, как запрос передается на выполнение поиска по базе индексированных сайтов, формируется выборка со ссылками на страницы, соответствующие всем условиям и правилам. В большинстве случаев эта выборка достигает внушительных размеров. Причем ее размер может достигать тысяч страниц даже при использовании грамотно продуманных поисковых фраз.

Поисковые системы не могут выдать результат своей работы в подобном виде. Если бы поисковики работали таким образом, пользователям приходилось бы вручную искать требуемый результат. Соответственно, на поиски уходили бы десятки минут. Чтобы избавить пользователя от таких проблем, в поисковых системах внедрили технологию ранжирования.

Под ранжированием подразумевается сортировка ссылок на сайты в порядке убывания их релевантности поисковому запросу. Ранжирование – это сложнейшая технология. Поэтому неудивительно, что поисковики постоянно стремятся усовершенствовать данную технологию. В результате усилий ведущих поисковиков сегодня пользователи могут в считанные секунды получить полезную для себя информацию.

Интернет-маркетинг в основном зависит от методик ранжирования. Именно они влияют на позицию сайта в выдаче. В Яндексе данные технологии начали применяться в 2009 году. С тех пор они постоянно развиваются посредством модернизации новых алгоритмов. Каждое обновление технологии может стать причиной резкого изменения позиций сайта. Это, прежде всего, касается ресурсов, которые занимали высокие позиции не за счет качественного контента, а благодаря применению технических методик СЕО-продвижения.





Для справки. С 2009 года Яндекс применяет технологию машинного обучения Матрикснет, запущенную в алгоритме Снежинск. Через 3 года на основе технологии Матрикснет был создан алгоритм Калининград. Он применялась на протяжении 4-х лет. На смену Калининграду пришел алгоритм Палех. Наконец, в 2017 году были внедрены алгоритмы Баден-Баден и Королев.

Сегодня технологии ранжирования в своей работе учитывают самые разные параметры. Это могут быть статистические характеристики текстового контента, поведенческие факторы, тематика сайта и т.д.

Процедура сортировки страниц по релевантности поисковому запросу состоит из двух этапов. Сначала происходит отбор самых релевантных страниц сайта. Далее выполняется сортировка данных страниц по степени соответствия пользовательскому запросу.


Подобный принцип формирования поисковой выдачи способствует тому, что один сайт может быть представлен только одной страницей. Такая особенность работы поисковиков упрощает задачу пользователю, желающего найти полезную для себя информацию. Иначе он бы столкнулся с ситуацией, когда в топ поисковой выдачи попадает несколько страниц с одного тематического веб-ресурса. Но иногда пользователи все-таки могут заметить, что в поисковой выдаче присутствует сразу несколько страниц с одного тематического сайта.

Финальный показатель релевантности, применяемый во время сортировки, зависит от множества факторов. Для его определения используются довольно сложные формулы и алгоритмы. Причем все применяемые формулы и алгоритмы знают только представители поисковика. Дополнительно на сортировку страниц влияет региональный фактор. Он особенно актуален для коммерческих запросов.

После того, как завершится предварительная сортировка, выбранные страницы проходят множество дополнительных более строгих фильтров. Одним из таких фильтров является система санкций. Она может понижать значимость определенной страницы в поисковой выдаче. Пессимизация также может касаться целого сайта. Обычно так наказывают веб-ресурсы, которые нарушают правила размещения контента. Например, их могут наказать за плагиат, применение технологий накрутки и т.д.

После того, как страницы пройдут все стадии алгоритма релевантности, они будут отсортированы от более до менее релевантных. Именно такой перечень и увидит пользователь на странице с результатами поискового запроса.


Что влияет на ранжирование?
Сегодня поисковики не раскрывают все критерии ранжирования сайтов и технологии, которые используются, чтобы определить степень их соответствия поисковому запросу. В большинстве случаев поисковые системы публикуют пресс-релизы с обобщенными рекомендациями. Суть этих рекомендаций сводится к тому, что веб-мастерам нужно постоянно улучшать качество контента и делать его полезным для пользователей.

Условно факторы, влияющие на ранжирование, можно разделить на несколько категорий:

  • Внутренние. К этой категории относится текстовый и графический контент, а также внутренняя перелинковка.

  • Внешние. К данной категории относятся внешние ссылки и активность в соцсетях.

  • Поведенческие. Эта категория представлена глубиной просмотра, показателем отказов, временем пребывания пользователя на сайте и т.д.

Несмотря на основательный подход поисковиков к ранжированию страниц, в топе поисковой выдачи часто можно увидеть материалы, занимающие высокие места только за счет применения так называемых «черных SEO-технологий». Обычно такие сайты исключаются из индекса благодаря пессимизации.

Но все же есть исключения. Например, модернизация алгоритмов может понизить позиции качественных сайтов. Поэтому SEO-оптимизаторам нужно всегда держать руку на пульсе и следить за изменением ситуации. Если СЕО-специалисты не будут своевременно реагировать на подобные изменения, они рискуют понести серьезные финансовые потери из-за уменьшения трафика от поисковиков.